alterego
Главная О проекте Концепция 3S-Акция Галерея Тексты Магия Форум Связь
Т Е К С Т Ы
Артур Берг.  Светлана Туманова: парадоксы творчества  (III)
 
  1. [ К определению архетипической живописи]
  2. [ Об эльфийском искусстве]
  3. [ Cинхронистичность и художественное творчество]


III


"Синхронистичность" (synchronizität) - термин, предложенный К.Г. Юнгом для обозначения феномена смыслового параллелизма фактов психики и внешних событий.

Обстоятельство, что этот феномен оказался тесно связанным с творчеством С.Тумановой, может оказаться небезразличным не только для наших представлений о художнике, но и для более полного понимания вопроса о роли интуиции в искусстве.

Чтобы пояснить, о чем идет речь, приведем простой пример.
Допустим, в какой-то день вы углубленно размышляете об иллюзорности бытия, о том, что в индийской духовной традиции называется майей. В тот же день, некоторое время спустя, вы читаете книгу. В тот момент, когда глаза пробегают фразу, где упоминается имя Майя, раздается телефонный звонок, - спрашивают Майю. Ваш номер никогда не был связан ни с какой Майей и в течение многих лет до и после подобная ошибка не повторялась.

Эпизодически сталкиваться с подобными ситуациями случалось многим, но поскольку они, по видимости, не играют заметной роли в обыденной жизни и мы не можем их практически использовать, то они скоро забываются. Иногда такие совпадения укладываются в обычные представления о случайности, но порой поражают своей фантастической невероятностью.

Карл Густав Юнг, изучавший это загадочное явление на протяжении многих лет, только в преклонном возрасте решился изложить свои выводы публично. Результаты его исследований и размышлений были опубликованы в 1952 году в совместном с физиком Вольфгангом Паули сборнике "Объяснение природы и психе" под названием "Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип".

Концепция синхронистичности Юнга призвана дополнить классический принцип причинности, т.е. связи вещей в мире посредством причин и следствий.
Синхронистичность не следует путать с синхронностью, простой одновременностью протекания двух событий:

« ... синхронистичность означает одновременное протекание определенного психического состояния с одним или несколькими внешними событиями, которые выглядят смысловыми аналогами моментального психического состояния - и, в определенных случаях, наоборот.

... синхронистичность состоит из двух факторов:
a) Находящийся в бессознательном образ проникает в сознание либо непосредственно, либо косвенно, в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа.
b) Объективная ситуация совпадает с этим содержимым.

Если ... "смысловое совпадение" или "пересечение" событий не может быть объяснено причинно, тогда связующим звеном должно являться одинаковое значение параллельных событий; иными словами, их tertium comparationis является смысл.

... синхронистичность является феноменом, который связан прежде всего с ... процессами в бессознательном. Экспериментально доказано, что синхронистические явления довольно регулярно случаются в ходе интуитивных, "магических" процедур.

... я склоняюсь к точке зрения, что синхронистичность в узком смысле является всего лишь отдельным примером общей акаузальной упорядоченности - а именно, эквивалентности психических и физических процессов... »

Связывая синхронистичность с действием бессознательных факторов, Юнг полагает, что в основе "случайных" эквивалентностей психического и физического лежат психоидные факторы, которые он называет архетипами, причем

«... архетипы обнаруживаются не только в психической сфере, но почти столь же часто проявляются в обстоятельствах, которые психическими не являются (эквивалентность внешнего физического процесса психическому)».

Сформулировав общий принцип акаузальной упорядоченности, Юнг далее описывает синхронистические процессы как формы психической упорядоченности, являющиеся актами творения во времени, в отличии, например, от существующих извечно и регулярно повторяющихся упорядоченностей вещественных чисел.
Интроспективно узнаваемой априорной формой психической упорядоченности является архетип.
В ситуациях проявления синхронистических эквивалентностей «пространство и время теряют свое значение или становятся относительными», поскольку «причинность, которая предполагает наличие пространства и времени, больше не может считаться существующей и становится совершенно немыслимой».
На основе этих рассмотрений Юнг формулирует примечательные гипотезы:

«Вполне возможно, что изначальное магическое значение слова "желание" [в немецком языке слово со смыслом магический жезл, волшебная палочка буквально означает "палочка, исполняющая желания" - А.Б.], выражающее желание не в смысле чувства, а в смысле магического действия, и традиционная вера в эффективность молитвы основываются на ощущении сопутствующих синхронистических феноменов.

... если они [беспричинные события - А.Б.] действительно существуют, то мы должны рассматривать их как творческие деяния, как непрерывное сотворение схемы, извечно существующей, спорадически повторяющейся и не имеющей никаких видимых источников.»

Таким образом, принцип акаузальной упорядоченности

« ...дает нам возможность понять синхронистические феномены как особый класс естественных событий, но также определяет случайность как извечно существующий вселенский фактор и, отчасти, как сумму происходящих во времени бесчисленных индивидуальных актов творения.»

Поскольку синхронистичность является эмпирической концепцией, а не философской категорией, для ее уточнения фактические обстоятельства чрезвычайно важны.
Экспериментальное изучение синхронистичных феноменов очень затруднено. То обстоятельство, что в некоторых древних культурных традициях на подобных феноменах базировались социально-значимые практики (известнейший пример - гадание по Книге Перемен в Китае), не является для современной науки весомым свидетельством в отношении синхронизма, ибо не отвечает принятым для научных экспериментов нормам наблюдаемости и воспроизводимости.
Тем более значим опыт современных людей, которым, приходилось сталкиваться с очень интенсивными проявлениями синхронистичности.
Человеку, воспитанному в традициях западного рационализма, поток ситуаций, когда мысли и образы начинают обнаруживать смысловых двойников во внешнем мире, неизбежно должен показаться театром абсурда.
Для личности, склонной к критическому восприятию действительности, проблематичность рациональной идентификациии подобного опыта (западные философские, религиозные и мистические учения не дают явного ответа на вопросы о механизме синхронистичных явлений и их личностном смысле) создает непростую психологическую и мировоззренческую ситуацию.
Синхронистичность жестко ставит вопрос о свободе воли: если внутреннее магически идентично внешнему, то не иллюзорна ли возможность свободного выбора? Не программируется ли такой "психофизический параллелизм" некоей третьей силой, может быть, безразличной или даже враждебной по отношению к человеческой личности?

Опыт художника свидетельствует, что спонтанное проецирование внутренних смыслов во внешний мир часто соотносится с эмоциональным и духовным напряжением, сопровождающим, в частности, творческую работу.
Художественное осмысливание проблем, связанных с синхронизмом, нашло выражение в картинах "Взмах крыльев"(второй вариант этой работы - "Море забвения"), "Синдром свободы", "Ночной звонок","Адам и Ева" и ряде других работ художника. (см. Галерея Alter ego).

Осуществление ряда живописных проектов сопровождалось синхронистичными ситуациями в виде перманентного потока маловероятных случайных событий.
Если искать объяснения таким ситуациям в общем русле концепции Юнга, то можно предположить, что художник, способный к интуитивному контакту с архетипической структурой мира и обладающий достаточной психической энергией, концентрируясь на определенной художественной идее, вызывает невольное рассогласование естественного порядка вещей. Этот бессознательный магизм, прикосновение к ткани мироздания, вероятно, порождает ответную реакцию, преимущественно направленную на восстановление status quo.

Проявление в творчестве синхро-магической стороны является поразительным фактом, которым не следует пренебрегать в попытках понять природу искусства.

В теоретическом плане такое свидетельство подтверждает гипотезу об архетипах как общей основе художественного творчества и магии.

Возникает естественный вопрос, обладают ли артефакты архетипического плана, созданные в процессе "художественно-магической" деятельности, какими-либо особыми свойствами, которые могли бы проявляться в жизни людей, соприкасающихся с такими предметами. И если да, то вопрос ли это личной интуиции зрителя и формы его общения с произведением, или же собственные качества произведения могут иметь здесь самостоятельное значение?
Однозначными сведениями на этот счет мы не располагаем. Этот вопрос было бы интересно исследовать на историческом материале.

Хотя публикации работ Юнга и других ученых в известной мере санкционировали рассмотрение синхронистичности, это явление настолько противоречит господствующим мировоззренческим парадигмам западной цивилизации, что до сих пор сообщения на эту тему имеют привкус маргинальности.

Действительно, проблематика синхронистичности заключает в себе такой узел парадоксальных факторов, что коллизии здесь неизбежны.
И в наши дни актуально звучит высказанное более полувека назад опасение В.Паули, что синхронистичность настолько похожа на волшебство, что широкое ее обсуждение может иметь следствием понижение уровня рациональности общества. Тем не менее, мы обращаемся к этой теме, поскольку видим более серьезную опасность в замалчивании явлений, имеющих теоретическое и мировоззренческое значение.


[Примечания]

Картины в тексте могут быть увеличены (щелчком по изображению). Справку в виде всплывающего сообщения о значении некоторых используемых терминов можно получить, задержав курсор над соответствующим словом.


к началу статьи


© 2003-2004 Артур Берг (текст)

воспроизведение материалов статьи допускается только
при указании автора и ссылки на источник:


©   alter ego art project www.alterego.com.ua

Оффлайн-перепечатка статьи требует письменного согласия руководства
проекта Alter ego (Е-mail: alterego @ alterego. com. ua)

возврат

Арт-проект AlterEgo