alterego
Главная О проекте Концепция 3S-Акция Галерея Тексты Магия Форум Связь
Т Е К С Т Ы
архетипы: краткая справка

АРХЕТИП (греч.) — прообраз, первоначало, образец. В аналитической психологии К.Г.Юнга архетипы - устойчивые формы коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно является тем самым основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.
Архетипы - априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания — "архетипические образы" — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях и т.д., когда сознательная обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное ("нуминозное"). Архетипические образы наделены огромной психической энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.

С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от архетипов коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Символы и церковные догматы придают форму внутреннему опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредственный опыт архетипических образов.

Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.
Архетипы не даны нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте — в этом смысле они гипотетичны.


АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание культурных архетипов составляет типическое в культуре, и в этом отношении они объективны и трансперсональны. Культурные архетипы раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Культурные архетипы явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации.

Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы). Универсальные культурные архетипы — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, "золотого века" и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.


(В сокращении цитируется по изданию Культурология. XX век. Энциклопедия. СПБ, 1998)

www.alterego.com.ua

возврат

Rated by PING     Рейтинг@Mail.ru  Арт-проект AlterEgo