Светлана  Туманова

Спас Ихтис

english



Спас Ихтиос


   75*55 см. Холст, масло. 1997.


В картине С.Тумановой «Спас Ихтис» представлена оригинальная художественная трактовка образа Рыбы - одного из  древнейших и популярнейших образов культуры и искусства многих народов мира.

Широкое использование этого символа в древних церемониях и священных текстах, в фольклоре, в изображениях и орнаментах, исторически засвидетельствованное существование многообразных культов Рыбы, отражение символа Рыб в зодиакальном круге свидетельствует о принадлежности  образа Рыбы к числу фундаментальных архетипов. Актуальность этого образа подтверждается и современной художественной практикой, и обширным материалом психоаналитических исследований.

Однако главные особенности  картины «Спас Ихтис» связаны не столько с удачной интерпретацией популярного символа, сколько со способностью оказывать на зрителя воздействие, которое удивительным образом перекликается с действием некоторых вариантов древнерусской иконы Спас.

От изображение исходит тонкое, но ясное ощущение доброты, безграничного покоя и умиротворенности. Если рассматривать картину в обстановке, соответствующей ее камерному характеру, то возникает впечатление, что и картина созерцает вас, как бы обладая собственной индивидуальностью, и что подобно мудрому другу или отцу, она понимает и принимает вас полностью, рождает чувство обновления и очищения.

На первый взгляд кажется странным столь позитивное воздействие изображения, в котором отсутствуют неотъемлемые от иконы антропоморфные образы. Однако внимательное рассмотрение позволяет предположить, что  этот эффект восходит к очень точной поддержке сложной и насыщенной архетипической структуры картины со стороны ее композиционных и колористических элементов.

Для зрителей, желающих получить более полное представление о  произведении, предлагается обзор значений Рыбы в историко-культурном аспекте и краткий структурно-символический анализ картины.


Мифологическое и символическое значение Рыбы

В первую очередь рассмотрим связь образа Рыбы с  христианской символикой.

Долгое время изображение рыбы служило для ранних христиан  выразительной эмблемой, одним из главных символов Иисуса Христа. Причиной этого считается толкование греческого названия рыбы «ихтис» -ихтиос как аббревиатуры для формулы ихтис(«Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»).

Однако использование Рыбы в качестве метафоры Иисуса Христа не сводится к чисто формальному аспекту. В христианской традиции имеется много примеров обращения к образу Рыбы, не связанных с указанной расшифровкой. Рыба использовалась как символ веры, чистоты, девы Марии, а также крещения и причастия. В этом ряду стоит евангельский мотив насыщения рыбой и хлебами. В качестве евхаристической пищи она заменяется затем хлебом и вином.

Иисус Христос в некоторых раннехристианских источниках называется «Рыбой», а христиане «рыбаками» - т.е. ловцами Рыбы в своей душе. Позднее в христианской литературе Р. стала символом углубленной жизни, духовного мира, скрывающегося под поверхностью вещей, знаком поднимающейся жизненной силы.

Следует упомянуть также о гностико-алхимической традиции толкования Р. как символа мистического перерождения.

Обожествление Рыбы имеет глубокие и древние дохристианские корни.

Народы почитали Рыбу священной вследствие тесной символической связи между морем и образом Великой Матери, воплощавшей в древних космогониях объективную истину Природы. Некоторые азиатские обряды включали поклонение рыбе, и священникам запрещалось употреблять ее в пищу. Сын богини Астарты, финикийской персонификации Великой Матери, был назван Ихтисом.

Рыба вбирает множество значений, отражающих различные существенные аспекты ее природы.
Веретенообразная форма  и наличие плавников-«крыльев» делает ее «птицей земли», символом жертвы и связи между небом и землей. Р. является ездовым животным солярного божества, которое объезжает землю внизу на  рыбе.

С другой стороны, в силу огромного количества ее икринок она становится символом плодовитости (в том числе духовной плодотворности). Рыба часто символизирует плодородие, изобилие, богатство, силу, мудрость. Это значение ей придавали в Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае.

Согласно библейской традиции, Р. получит мессия и разделит ее с праведными в конце мира  (в Талмуде мессия обозначается как Dag, «рыба»).

Во многих ареалах, в частности, в Китае и Индии, Р. символизирует новое рождение. Реконструкции афро-евразийского мифа об Иштар указывает на связь Р. с темой умирающего и воскресающего бога плодородия.
В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Рыбой. В этих случаях Р. выступает как эквивалент царства мертвых (чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в нем).

В мифах Р. часто выступает как спаситель жизни. Индийский бог Вишну принял вид Рыбы, спасая от потопа первочеловека Ману.

Существуют поверья о рыбах, как о предках людей. С Рыбами связан халдейский миф об Оаннесе, человеке-рыбе. Вавилонский бог Эа мог представляться в виде человека-рыбы. Ему приписывались мощь, мудрость и целительные способности.

В символической структуре мифов о Р. важна и демиургическая функция, проявляющаяся в двух вариантах:
- рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создается земля;
- рыба является опорой земли.

Известны индийские представления о мировой горе посреди океана, покоящейся на рыбе, а также иранский мотив гигантской рыбы, плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира.

Иногда рыба актуализирует образ водного чудовища. Таким олицетворением тьмы и водного хаоса является библейский Левиафан, которого представляли в виде рыбы, дельфина, фантастического водного животного (дракона), а позднее – кита. Иранским соответствием Левиафану явл. первозданная Р. Кара, охраняющая мировое дерево.

Некоторые рыбы вследствие своих особенностей приобрели дополнительные значения. Лосось символизирует у ряда народов изобилие, знание, вдохновение. Среди североамериканских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь. Карп почитается в Китае и Японии как символ силы, храбрости, а также упорства в борьбе.

В одном ряду с Р. в мифопоэтических представлениях фигурирует образ дельфина, символизировавший у средиземноморских народов море, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Дельфин рассматривается как царственная рыба – одно из воплощений Посейдона, благожелательная к людям и часто приходящая к ним на помощь. В дельфина превращается Аполлон. Дельфин нередко выступает как носитель душ умерших на острова блаженных. В христианской символике дельфин связывается с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением.

Всеми исследователями мифологии и антропологии подтверждается мистический смысл рыбной ловли и рыболова: рыбная ловля приравнивается к извлечению бессознательных элементов из глубоко запрятанных источников — «ускользающего сокровища» легенды, иными словами, мудрости. Ловить души, прежде всего означает знать, как ловить в душе. Рыба — это мистическое и обладающее психикой существо, которое живет в воде (вода является символом разложения и одновременно обновления и перерождения). Рыболов спо­собен — как лекарь — работать с самими  источниками жизни, т.к. он понимает их.  [Ср. также образ Будды как рыбака.]

В астрологическом плане Рыбы – это последний из знаков Зодиака, тесно связанный с символикой воды и «растворения форм», происходящего в конце мира.

Рыбы обозначают конечный мо­мент, который, в силу самого своего конечного характера, содержит в себе начало нового цикла. Двойственный аспект этого символа ясно выражен в самом знаке Зодиака, составленном из двух рыб, расположенных параллельно, но смотрящих в разных направлениях: левая рыба указывает направление инволюции или начало нового цикла в мире проявлений, тогда как рыба, обращенная вправо, указывает на направление эволюции – выход из цикла.
Символическим выражением возрождения космической энергии из водных глубин первобытного океана служит Нептун, бьющий по волнам своим трезубцем и выводящий из них быков и коней.

По замечанию исследователя символизма М.Шнайдера, Рыба - это мистический Корабль Жизни, иногда кит, иногда птица, иногда просто рыба или летающая рыба, «но во всех случаях это веретено, разматывающее нить жизни согласно рисунку лунного зодиака».

Для некоторых людей рыба имеет фаллическое значение, в то время как для других ее символика чисто духовна.

Наконец, отметим  характерный для античности и  светской культуры Ренессанса образ Фортуны, выуживающей людей словно рыбу из моря житейского.


Архетипические  элементы в картине «Спас Ихтис»

В композиции картины «Спас Ихтис» обнаруживаются  многочисленные параллели к приведенному материалу.

Первое, что взгляд выделяет на полотне  – это собственно Ихтис, Рыба,  формой «интеллигентной» головы и  туловища напоминающая лосося или дельфина. Рыба обладает широкими у основания и удлиненными, как бы огненными, плавниками, которые придают ей форму креста и вытянутого вниз ромба. Создается впечатление, что Рыба будто пылает в негасимом пламени, заключая в себе  огонь и свет.
Крылообразные плавники вызывают очевидную аналогию с  птицей. В совокупности этих  элементов – напомним, что крест является древнейшим символом Солнца – земные (=водные) аспекты рыбы уравновешиваются солярными и небесными аспектами.

Таким образом, Рыба на картине включает в себя оппозицию хтонического порождения первичных вод (собственно Рыбы или Левиафана) и Солнечной птицы, то есть содержит намек на верховный, логически непостижимый синтез дольнего и горнего. Ромб, удлиненный вдоль вертикальной оси – динамический знак взаимодействия высшего и низшего, а также одна из 8 китайских «всеобщих эмблем», символизирующая победу.

Зубчатый гребень на спине у Р. рождает следующие ассоциации:

-остров (срединная земля, центр мира, земля обетованная). В мифологических представлениях Остров выступает как оппонент океана, точка стабильности и центр притяжения.
-гора, в которой живет священный Огонь. Вертикальная ось горы символически соответствует Мировой оси.
Наиболее глубоким смыслом этого символа является соединение понятия массы как выражения бытия с идеей вертикали. Уступы горы  (лестница) в символическом плане представляют ступени восхождения к высшему состоянию.
-дворец (замок), светящийся изнутри (символически место, где хранится Драгоценность, т.е. исток и цель всех исканий). Дом или дворец являются также одним из наиболее явных архетипических метафор души;
-парус, так что в целом Р. представляет как бы корабль, – символ, родственный священному острову как оппозиции бесформенным первичным водам. (см. также выше определение Р. как мистического Корабля Жизни).
Этот корабль никуда не плывет и не подвержен никаким бурям: Рыба на картине  абсолютно статична и как бы пребывает в вечности, напоминая о том, что конечная цель любого истинного путешествия выходит за рамки личного существования – «плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо».

Выразительным элементом, который делает картину «зрячей», является человеческий глаз Рыбы – реплика из иконы Андрея Рублева «Спас Вседержитель» из деисуса (из т.н. Звенигородского чина). Уже в древнейших религиозных традициях глаз сопоставлялся с солнцем и духом. Процесс виденья представляет духовный акт и символизирует понимание.

В левой части картины параллельно огненной вертикальной оси находится темный туннель или пещера – бездонная пучина, хаос – место, где все рождается и все исчезает.

Темная и светлая оси создают  напряженный контраст бинарных оппозиций Инь – Ян, Света и Тьмы, Добра и Зла, Бытия и Небытия. Это напряжение разрешается согласно внутренней логике картины актом творения, а в психологическом плане – катарсиса.

Объект творения – Мир – представлен неявно: в высшей сфере композиционной гармонией целого, а в плане чувственно постижимых проявлений – четко выраженным принципом четверичности, заданным крестом, ромбом и четырехчастностью композиции. Этот принцип сообщает картине некоторые особенности буддисткой мандалы, помогающей человеку перегруппировать  рассеянные психические элементы вокруг одной оси , соответствующей юнговской «самости».

Группа фигур в правом нижнем квадранте картины, напоминает отчасти людей, отчасти – морские цветы. Кто они - рожденные к жизни души, идущие к Святой Земле пилигримы, крещающиеся ? Эти символические фигуры окрашены в цвета Рыбы – колористическое указание на возможность спасения в силу причастности к божественной природе, символизируемой Рыбой.

Загадочные пелены в верхней части полотна многозначны. Пелены являются символом рождения и обозначают также грезы, сокрытое, тайну, завесу Исиды. В более материальном аспекте они могут  ассоциироваться  с облаками или волнами. В картине они создают определенный ритм, способствующий понижение порога сознания и расширению поля бессознательных восприятий.

При взгляде на картину в целом, Р. кажется пылающей звездой, свет которой прорывает  ночь и мглистые облака: «Я звезда, которая сопровождает тебя и сияет из глубин».

Золотая S-образная линия (образ потока, извивающегося на своем пути вниз с горного склона) – характерный символ оси дольнее-горнее ( земля-небо в их священном браке). Другое сопоставление - китайский дракон (как посредник между противоположными космическими силами) или Вселенский дракон гностиков (как «путь через все вещи»). Согласно иудейской эзотерической традиции  глубокое значение тайны дракона не поддается разгадке.

Во многих культурных традициях змея-дракон относится к концепции хаоса. При этой интерпретации торжество сил порядка над хаосом выражено в виде огненного столба – копья, пронзающего дракона.

Золото – символ всего высшего, достойного славы, итога развития, конечного плода усилий и поисков (в алхимии: совершенная, окончательная сублимация или сосредоточенность самого духа).
Исходная стадия, с которой начинался процесс поиска превращения в Золото – первоматерия (которую алхимики называли по-разному: ртуть, свинец, соль, сера, вода, воздух, огонь, земля, тень, мать, море, дракон, хаос и т.д. ). В первоматерии различия еще неизвестны и все вещи слиты воедино. Первоматерия также связывается с бессознательным.

Таким образом, в картине представлены как исходный, так и конечный пункты развития мира и души (или, в алхимической интерпретации , – весь процесс «Великого Делания»).

Картина символически проводит душу через весь цикл бытия, включая смерть, воскрешение и множество других бессознательных аспектов, и в итоге утверждает ее в состоянии психической цельности и динамического равновесия с миром.


ЛИТЕРАТУРА

1.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М.,1982.
2.Х.Э.Керлот. Словарь символов. М.,1994.
3.Голан А. Миф и символ. М.,1993.
4. К.Г. Юнг. AION.

© 2000 В.Соколов


 Главная проекта  ¤  Главная галереи  ¤  Помощь. FAQ  ¤   Форум   ¤  Карта галереи  ¤  Контакты 
 © 1997 Светлана Туманова. Картины © 2003 Alter Ego Art Gallery www.alterego.com.ua